Разработка логотипа, фирменного стиля.  
       
         
 

Товарный знак, логотип - обозначение, помещаемое на товаре (или упаковке) промышленными и торговыми предприятиями для индивидуализации товара и его производителя (продавца). Товарный знак - один из объектов промышленной собственности. Выполняет функции гарантии качества товара и его рекламы
(Большая Советская Энциклопедия)

Методика проектирования логотипа.
Точнее - один из множества известных принципов-схем.  Но сначала общие принципы-стандарты... Сразу оговорюсь, что логотип создается не на века. И впоследствии всилу ряда причин может потребовать своего редизайна.

Многие знаки на протяжении нескольких десятилетий успешно выполняли свои функции в той или иной конкретной области. Их изображение стало традиционным. Но со временем они постепенно устарели и перестали соответствовать новейшим техническим требованиям маркетинга и торговли в широком смысле. У них старомодный вид, уже не отражающий дух предприятия, которое они представляют, и они плохо соответствуют современным методам рекламы. (Ф. Виллc)

Менять товарный знак позволительно лишь в том случае, если его владелец приходит к выводу, что в свое время он сделал неверный выбор, если изменились вкусы общества, если многочисленные имитации понизили силу воздействия знака или, наоборот, данный знак посягает на права уже существующих знаков, а также если политические и экономические перемены в общественной жизни требуют изменеиий в знаке. (X. Райфы)

Ограничения.
Закон РФ не приемлет изображения на знаках государственных гербов, флагов, эмблем, печатей, наград и т. п., а также отдельных букв и цифр, дат в стандартном исполнении. Они могут быть включены в обрамление товарного знака как не охраняемые элементы. Недопустимо, чтобы товарный знак напрямую говорил о качестве и назначении товара, способе его изготовления, о его ценности, количестве, свойствах, указывал на место и время производства или сбыта. Это общепринятые понятия, которыми имеет право пользоваться любой человек для характеристики своего товара.
Не берутся под охрану общепринятые символы и термины. Вы не можете зарегистрировать в качестве товарного знака слова "рыба" или "водка".
Закон требует от товарного знака характерности, невозможности спутать новый товарный знак с заявленным на регистрацию или уже зарегистрированным знаком на однородные товары. Пусть при взгляде на него включается в работу воображение и память покупателя. Прекрасно, если товарный знак - собирательный образ, по-своему воспринимаемый каждым человеком. Подобные изображения легко запоминаются.

Необходимая информация о будущем знаке (обсуждается с заказчиком).
1. Описание текущего состояния дел и направлений деятельности организации в будущем
2. Виды поверхностей, предметов и материалов, на которые будет наноситься знак
3. Использование товарного знака в различных средствах рекламы и предполагаемое изменение его размеров
4. Территориальные рамки использования товарного знака
5. Похожесть проектируемого знака на уже используемые фирмой или родственными организациями;
6. Сроки проектирования и количество представляемых эскизных вариантов знака.

После полученного задания на проектирование начинается этап предпроектного исследования аналогов. Как правило, это сбор информации по теме проекта, по текущему состоянию графической моды. Источниками сведений в первую очередь служат публикации в журналах, книгах, каталогах промышленных фирм и выставок, патентные материалы и, конечно же, повседневная творческая практика. Анализируемый материал графически фиксируется в виде зарисовок, ксерокопий, вырезок...

Проектирование может существенно упроститься, если дизайнер точно выберет одну из характеристик изделия или услуги, производимых организацией, и графически обыграет это свойство для создания необходимой ассоциации в восприятии товарного знака.
1. Источник происхождения
а)     Производитель.
а.а.  Обозначение производителя.
а.б.  Обозначение предприятия.
а.в.  Обозначение отрасли.
б.      Географические, административно-политические, этнические источники.
б.а.   Место нахождения предприятия.
б.б.   Страна происхождения.
б.в.   Национальная культура производителя.
в)      Дополнительные источники.
в.а.   Происхождение сырья и материалов.
г)       Используемая технология производства.
д)      Способ доставки к месту продажи.

2. Функции изделия
а)      Применение.
б)      Назначение.

3. Состав изделия и его упаковка
а)      Сырье.
б)      Состав.
в)      Ингредиенты.
г)       Упаковка.

4. Физические свойства
а)       Форма.
б)       Цвет.
в)       Вес.
г)        Структура.
д)       Вкус.
е)       Эластичность
ж)       Прочность.
з)        Внешний вид.
и)        Температура.
к)        Точность.
л)        Фактура.

5. Эксплуатационные и потребительские свойства
а)        Качество.
б)        Безопасность и надежность.
в)        Скорость.
г)         Комфортность.
д)        Способ приготовления.
е)        Долговечность.
ж)       Способ потребления.
з)        Целебные свойства.

6. Психологические свойства
а)        Престижность.
б)        Ценность как предмета роскоши.
в)        Чувственное восприятие.
г)         Сексуальные ассоциации.
д)        Привлекательность.
е)        Таинственность.

7. Экономические факторы
а)        Цена.
б)        Доступность.
в)        Родство с аналогичными продуктами.

8. Результаты использования.
а)        Результаты.
б)        Полезность.

Требования.
Требования, которым должен соответствовать логотип:
1. профессионализм выполнения
2. запоминаемость
3. оригинальность, ассоциативность
4. универсальность при изменении размера (уменьшение, увеличение без потери качества восприятия деталей)
5. универсальность колористического решения (адаптация к различным цветовым средам)

Основные стили для логотипа

Структура логотипа.
Несмотря на все бесчисленное многообразие идей, форм, колеров, композиций и стилей, структура логотипа сводится к трем основным схемам построения.


Схема первая (1):
Фирменный шрифт, словесный знак - словесный знак, название фирмы, выполненное специально спроектированным шрифтом или путем адаплации уже существующего шрифта для данной конкретной фирмы-заказчика.
При этом возможно:
1. простое (обычное) начертание шрифта
2. введение в шрифт, как элемент композиции, элемента знаковости путем художественного изменения/ деформирмации части шрифта, одной буквы шрифта или части буквы
3. адаптация шрифта до уровня знака

Cхема вторая (2):
Фирменный знак, графический символ - логотип - символ, специально подобранный и спроектированный для данной фирмы-заказчика с целью добиться уникальности, узнаваемости, привлекательности, запоминаемости. Иногда в качестве знака может выступать фирменный шрифт, художественно измененный до придания графемам черт знаковости.
При этом возможно:
1. абстрагируется конкретное изображение объекта/вещи
2. модифицируется шрифтовая графема или создается композиция из шрифтов
3. применяется композиция шрифт+обьект 4. создается ассоциативная абстракция

Схема третья (3):
Фирменный блок, комбинация - совокупность фирменного шрифта и фирменного знака. При этом совсем не обязательно, что знак и шрифт всегда должны использоваться вместе. При проектировании фирменного блока необходимо определить какой из двух компонентов композиции будет доминантой.
При этом возможно:
1. использование фирменного блока (композиция частей: логотип+шрифт)
2. использовать по усмотрению фирменный знак-логотип отдельно от фирменного шрифта и наоборот

Все логотипы в плане колера нужно проектировать с учетом изменяющейся среды обитания, в которой они (логотипы) вынуждены будут находиться по роду службы :) По этому желательно предусмотреть как полихромный, так и монохромный варианты фирменного знака. Или постараться выбрать максимально универсальный цвет/оттенок колера.
Фирменный стиль компании должен рассматриваться как способ повышения качества и эффективности рекламы, как инструмент укрепления престижа компании и как важный коммерческий фактор. Он должен определяться минимумом цветографических элементовс предлагаемыми принципами их использования в деловой документации, в рекламных печатных материалах, в прессе, наружной рекламе и других элементах идентификации.
Заданные принципы не должны сковывать творческую инициативу дизайнеров при разработке конкретных объектов - носителей фирменного стиля. Необходимо твердо помнить, что искажение товарного знака, фирменного цвета, пренебрежение модульной версткой полос в рекламных изданиях и замена шрифта другим ведут к разрушению единого образа компании!

В знаке оценивается:
1. Содержание знака
2. Возможность использования в средствах рекламы
3. Различимость
4. Стилистические особенности
5. Убедительность
6. Надежность (устойчивость)
7. Употребимость (актуальность)
8. Региональные черты
9. Индивидуальность

Защита товарного знака.
Авторское право - право автора на исключительное использование выполненной им работы. Авторское право устанавливает приоритет сделанных открытий и изобретений. Наряду с этим, оно определяет интеллектуальную собственность, т.е. то, что литературные, музыкальные и художественные произведения являются собственностью групп лиц, их создавших. Только с разрешения авторов эти произведения могут быть изданы, переизданы и переведены на другие языки. Позже авторское право было распространено на программы, радио- и телевизионные передачи, кино- и видеофильмы, Программное Обеспечение (ПО). Авторское право сохраняется за ее владельцем всю его жизнь и в течение, как правило, 50 лет после его смерти. Распространение или воспроизведение произведения без согласия автора считается уголовным преступлением. Среди отраслей права особо выделяют изобретательское право. Нарушение авторского права именуется пиратством. Заключается оно, например, в том, что с программы делается копия и продается без разрешения авторов. Пиратство пресекается путем судебного запрета. Умышленное присвоение авторства на чужую работу называется плагиатом. В соответствии с авторским правом потерпевший может требовать возмещения понесенных им от этого убытков. Авторы записываются на титульном листе их работы рядом с символом C, обведенным окружностью.
 

Фирменный стиль- это совокупность приемов (графических, Цветовых, пластических, акустических, видео), которые обеспечивают единство всем изделиям фирмы и рекламным мероприятиям; улучшают запоминаемость и восприятие покупателями, партнерами, независимыми наблюдателями не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности; а также позволяют противопоставлять свои товары и деятельность товарами и деятельности конкурентов.

Фирменный стиль - это и средство формирования имиджа фирмы, а, также определенный «информационный носитель», так как компоненты фирменного стиля помогают потребителю находить ваш товар и ваши предложения, формируя у него положительное отношение к вашей фирме, которая позаботилась о нем, облегчив процесс отбора информации или товара.

«Высокий» фирменный стиль косвенно подтверждает надежность фирмы, как бы гарантирует, что фирма во всем соблюдает образцовый порядок как в производстве, так и в любой другой деятельности.

Когда начинать разрабатывать собственный фирменный стиль.

Со сроками разработки рекламы у большинства фирм нет никаких затруднений: есть товар - надо давать рекламу, то при разработке фирменного стиля у многих фирм возникают затруднения.

Есть два мнения о том, когда надо разрабатывать собственный фирменный стиль:

сразу, как только образовалась фирма;  по мере накопления достаточного количества средств и закрепления устойчивых направлений деятельности.

Прежде всего необходимо отметить, что для понятия фирменного стиля есть толкование в узком и широком смысле.

Под фирменным стилем в узком понимании подразумевается совокупность товарного знака (и присущие ему цвета). Цветовое и графическое оформление деловых бумаг.

Большинство фирм ограничиваются именно узким понятием фирменного стиля.

Фирменный стиль в широком понимании - это использование единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для всех форм рекламы (в печати, на радио, телевидении) деловых бумаг, технической и других видов документации, офиса, упаковки продукции, а также, иногда, и одежды сотрудников.

Вполне вероятно, что фирма, только начавшая свою деятельность, не сможет охватить всю полноту такого явления, как фирменный стиль. С другой стороны, начав действовать на рынке без определенных атрибутов фирменного стиля, фирма упустит необходимое время, откладывая «на потом» формирование у потребителя образа фирмы. Более того, определенный «рекламный базис», накопленный фирмой, будет утрачен, так как на рынке возникнет как бы совсем другая фирма с другими атрибутами фирменного стиля.

 

Основные элементы фирменного стиля:
• Фирменный знак (торговый знак, торговая марка)
• Логотип (русский, английский)
• Фирменный блок (знак + логотип)
• Фирменное сочетание цветов
• Набор шрифтов
• Визитная карточка
• Фирменный бланк
• Бланк счета, факса
• Фирменный конверт (евростандарт, А4, А5)
• Фирменная папка
• Фирменные сувениры
Также в разработку фирменного стиля по желанию входит разработка слогана, фирменного персонажа, написание рекламных текстов и статей, рекламная полиграфия (листовки, открытки, буклеты, каталоги, календари) и др
 

 

 
   

SupernovA -  Рекламное агентство полного цикла

Hosted by uCoz